15 мая

16 мая14 мая

15 мая     15 мая

Щука зубастая

Иллюстрации Михаила Душина

В ночь на Иванов день гуляли девушки по берегу Шексны-реки, гадали, папоротникового цвета искали; как вдруг Шексна-река всколыхнулась, зашумела, разыгралась, плоты, лодки вверх днами перевернула. Девушки испугались, разбежались, удивлялись: «Что это с Шексною-рекою стало?» А в Шексне-то новая рыба народилась – Щука-зубастая.

Собрались все рыбы, лещи, окуни, ерши, глаза на Щуку вытаращили, понять не могут, откуда такое чудище взялось. А Щука растет не по дням, а по часам: что час, то на целый вершок прибавится. Выросла Щука, стала разбоем пробавляться: лещ ли, окунь ли, плотичка ли, ей все равно, – на зуб положит, зубом прикусит, только косточки хрустят!

Много извела Щука зубастая рыбы на Шексне, – некуда от нее рыбам деваться; на самом дне, в тине, и там отыщет.

Собрались тогда все рыбы на совет, стали думать и гадать, как бы им от лихой  беды спастись. Вот Ерш Ершович и говорит:

– Послушайте-ка вы меня! Чем думать да гадать, да голову ломать, не лучше ли всем нам от Щуки-разбойницы в мелкие речки уплыть?

Понравился этот совет, поднялась вся рыба, лещи, ерши, окуни, и ушла в мелкие речки. Много ее по пути к рыбакам в сети попалось, – полакомились вкусною ушицей, да и заговелись.

Не стало больше рыбы в Шексне; только одна щука зубастая похаживает, червячков с голоду поклевывает.

Вот закинул рыбак удочку, сидит, сидит – ни одной рыбки не наклевывается. А Щука увидела в воде крючок, на крючке червяк извивается; поплавала, поплавала кругом да около, хвать червяка – и угодила рыбаку в уху.

Рыбак ест да похваливает:

«Вот-то жирная! Вот-то вкусная!» и меня потчует. И я давай хлебать, хлебал, хлебал, — либо ложка мала, либо рот велик, по усам текло, а в рот ни капли не попало.

16 мая14 мая

10 thoughts on “15 мая

  1. Ребёнок 3 лет видимо должен знать день Ивана Купалы и что есть такая речка Шексна в Вологодской области?

  2. Видимо по мнению создателей сего «шедеврального» произведения, детки в три годика должны в совершенстве знать народные обряды, название языческих праздников, а также ботанику и географию)))

  3. Даже обидно читать. Вы правда думаете, что мы такие глупенькие, что нашей целью предложения данного текста для чтения ребенку является то, чтобы он узнал о реке и празднике? Или я Вас неправильно понял?

    Я считаю, что восприятие чего-либо незнакомого, неизвестного вообще является одним из основных средств умственного развития в дошкольном возрасте.

    С другой стороны, ребенок начинает выходить за пределы своего непосредственного окружения. Он начинает понимать, что река бывает не только та, которая течет около его дома, а праздник — не только Новый год. В сущности, у него развивается понятийный аппарат, абстрактное мышление.

    Но, если ребенок заинтересовался праздником или рекой, можно ему и ответить, ничего в этом дурного нет. Я, например, не знал что Шексна в Вологодской области :) Можно и самому расширить кругозор.

  4. Ни чего дурного я в этом тексте не увидела.
    Речь о том, что произведение явно не по возрасту .
    Не нужно ребенку углубляться в такие детали как забытые языческие праздники, которые изучают на 2 курсе академии культуры и искуcств.
    Да очень много праздников существует, но я считаю, что на данном этапе развития ребенку это не нужно, есть гораздо более важные темы для занятий.
    И если уж речь в сказке идет о подводных обитателях, то вот это лирическое отступление ( о реках и праздниках) по по моему мнению в ней просто не уместно.
    И ни чего обидного в этом не вижу, просто высказываю свое мнение …

  5. Мария, большое спасибо, что Вы высказываете свою точку зрения. Мне она очень интересна.

    Я не стремлюсь Вас переубедить, но все же отмечу, что мышление человека — очень сложный процесс. Лично мне процесс мышления и его развития не до конца ясен, и от категорических утверждений я стараюсь воздерживаться.

    Я бы Вас лишь хотел предостеречь от расхожего заблуждения, которое заключается в том, что взрослые на современном уровне развития научного знания способны целенаправленно управлять процессом развития познавательной сферы ребенка.

    Если Вас действительно интересует вопрос «лирических отступлений», я бы Вам советовал почитать Дж. Лакоффа, особенно его работу «Женщины, огонь и опасные вещи».

  6. Да, уж… Ну и ответ)))
    Ни кто не сомневается, что развитие мышления РЕБЕНКА -это сложный процесс. Но, мы тут конкретную сказку комментируем…

  7. Действительно, что-то как-то начало у этой сказки странное…
    Во- первых -вот я не знаю такого праздника «Иванов день»- это именины? Если речь о летнем празднике, то он называется по другому- день Ивана Купала. И река -эта…
    Может быть начало не читать , так тогда нормально))) я бы просто по своему рассказала начало, например: Завелась в большой реке рыба -Щука ну и т.д.

      • Можно, конечно и так))) Но тогда будет следующее: Завелась в большой реке большая рыба -Щука-зубастая… Тогда уж лучше огромная))) Ну Вам виднее, я вот так её прочитала, Это уж личное дело каждого, Как хотите))) Если Вам оригинал больше нравится, то ни кто Вам не запретит её так читать, А я вот по своему перефразировала.

        • А может быть так
          Жила Щука в реке,
          На мелководье, в Оке.

          Каждый может стать участником в сочинительстве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь × один =