14 апреля

15 апреля13 апреля

Чтение сказки «Собака»

Художник: М. Душин

Давно это было, собака жила одна в лесу. Раз шла собака по лесу и  встретила волка.

— Волк, а волк, а давай вместе жить: нам будет не так страшно да и веселее.

— Хорошо, собака, будем вместе жить.

Зажили они вдвоем.

Раз ночью собака услышала в лесу шорох и стала лаять. Волк ей и говорит:

— Не лай, собака! Придет медведь и нас съест.

— Ага, — подумала собака, — волк боится медведя, значит медведь сильнее его.

На другое утро собака ушла искать медведя; встретила и говорит:

— Медведь, а медведь, будем вместе жить!

Медведь согласился и зажили они вместе.

Раз ночью собака залаяла.

— Не лай, собака, — сказал медведь, — придет лев и съест нас.

— Ага, — подумала собака, — медведь боится льва, значит лев сильнее медведя.

И собака ушла искать льва, нашла и просит:

— Лев, а лев, будем вместе жить!

Лев согласился, и зажили они вместе.

Ночью собака залаяла. Лев говорит:

— Не лай, собака, придет человек с синим железом и убьет нас.

— Ага, — подумала собака, — лев боится человека, значит человек сильнее льва. Пойду искать человека.

Собака ушла ото льва, нашла человека и говорит ему:

— Человек, будем вместе жить!

Человек охотно согласился.

Раз ночью собака заслышала шорох и стала лаять.

Человек встал, захватил с собою ружьё и пошел смотреть, на что лает собака.

— Усь! Усь! — покрикивал он, ободряя ее.

— Вот, кто никого не боится! — подумала собака. — Нет на свете зверя сильнее человека!

С тех пор собака осталась жить с человеком и никогда не покидает его.

Собака. Бурятская сказка Собака. Бурятская сказка

15 апреля13 апреля

39 thoughts on “14 апреля

  1. Чему учит эта сказка? Что вот так легко можно предавать друзей и дружить только с теми, кто сильней.

  2. Уважаемая Оксана, спасибо за комментарий. Постараюсь высказать свою позицию.

    Лично я не считаю что смысл художественных произведений для детей следует сводить исключительно к обсуждению вопроса о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Общеизвестно, что понятия это относительные.

    Но, даже в рамках подобного подхода речь в этой сказке идет не о том, что собака — молодец, нашла себе сильного покровителя. Ее основной смысл, на мой взгляд, заключается в том что человек превосходит всех животных по всем статьям.

    Другой смысл в том, что друзей себе надо выбирать подходящих, и с расчетом на взаимовыгодное сотрудничество. Кроме человека, остальные «друзья» относились к собаке сугубо гастрономически.

    В заключение отмечу, что смысл большинства фольклорных сказок глубок, и напряженно обдумывать их содержание смысла особого нет. Все фольклорные сказки подтвердили себя прагматически, самим фактом своего многолетнего существования.

  3. ответ админа порадовал)) «Не нужно осуждать с детьми что такое хорошо и что такое плохо»- Очень интересная позиция, наверное очень психологам бы понравилась. И при чем тут гастрономия все животные пустили её к себе пожить, приютили, поделились своим домом с ней и каждый сказал «НАС СЪЕСТ», а не её, т.е каждый пытался её защитить!!!

    • Использование цитат, вырванных из контекста, считается не корректным методом ведения дискуссии.
      Я не утверждал, что обсуждать понятия добра и зла с детьми не нужно. Я лишь против упрощенных трактовок. В Вашем понимании «добрый» — это конформист.

  4. Уважаемый Админ! Мне не понятна Ваша позиция по поводу ОБЩЕИЗВЕСТНОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ понятий «хорошо» и «плохо»! Вы полагаете, что один и тот же поступок должен расцениваться по-разному в зависимости от того, кто его совершил? Согласна, что в современном обществе так и происходит, но считаю, что учить этому детей 3-х лет совсем не обязательно!

    • Я считаю, что существует антиномия из двух явлений. Первое явление это сугубо социальное поведение, полностью одобряемое обществом. Результатом этого является конформизм субъекта и стагнация общества в целом.
      Вторая крайность — это поведение социум не одобряемое, и заключающееся в разрушение существующих норм. За счет разрушения существующего происходит некоторое поступательное движение. В эту категорию входят так называемые «творческие личности».
      Как и бывает в большинстве случаев — наилучший вариант находится между двух крайностей.
      Найти середину, соблюсти равновесие очень сложно. Для этого человеческой цивилизацией были стихийно сформированы различные формы нарративного знания, в частности, фольклор.

    • Вообще, живой интерес к этой сказке заставляет обратиться к истории. Если можно, то на материале Интернета, предлагаю познакомиться со следующей информацией. (по материалам источника http://www.pitomnikgamaun.ru/standBMV/)

      БУРЯТ-МОНГОЛЬСКИЙ ВОЛКОДАВ (БМВ/бурят-монгольская собака)/ ХОТОШО, БАНХАР.

      В народе собаки данного типа имеют следующие названия (от самого распространенного к менее):
      — волкодав;
      — тибетская собака, или же тибет, табет, гартшь;
      — монгольская овчарка, или же — местная монгольская собака, монгол;
      — хотошо, хотошо нохой, хорёши — произношение на бурятском языке, или же хоточ нохой, хоточе — произношение приграничных племен северо-восточной Монголии;
      — банхар, или же – бангхар, баабгай, бавгар, баувгар – в зависимости от фонетической особенности произношения родовых племен бурят и монголов);
      — дурбэн нюдэтэй хара нохой — произношение на бурятском языке, в переводе на русский язык означает — черная четырехглазая собака;
      — собака гуннов, или же – собака хуннов – название от исторического происхождения древних племен, частично растворившихся в местных нынешних племенных родах бурят и монголов, а также народов восточной Азии.
      ПРОИСХОЖДЕНИЕ:
      Россия — Республика Бурятия (именуемой до 1936 года, как Бурят- Монгольская Республика), Агинский Бурятский Национальный Округ, часть Читинской области, прилегающей к Монголии и Бурятии, Усть – Ордынский Бурятский Национальный Округ, часть Иркутской области, некоторые районы Тывы, Казахстан – район Семипалатинска, Монголия, Китай — район Внутренней Монголии, Тибет. Обнаружены анклавы в Сибири, где в труднопроходимых местах, в поселениях найдены собаки, соответствующие нашему описанию, которые живут рядом с людьми «с незапамятных времен» — на 2008-2009 годы запланирована экспедиция для описания и вывоза собак, сбора исторических данных.
      Останки данного типа собак обнаружены при раскопках гуннского городища в Иволгинском районе Бурятии, на окраине города Улан-Удэ. Несомненно, что происхождение данного типа собак древнее, чем тибеты, а это в определенном смысле, ставит под сомнение утвердившееся мнение о происхождении многих пород собак только от тибетов. Исследования продолжаются, в том числе и генетические.
      С марта 2000 года собаки занесены в Племенную книгу России, имеют клейма и родословные документы, выданные Российской Кинологической Федерацией
      НАЗНАЧЕНИЕ:
      Изначально применялась, как священная собака при буддийских монастырях, собака для охраны стад скота, верблюдов, овечьих отар, а также жилища (подворья) бурят и аймаков монголов. Собака используется в настоящее время — как охранная и караульная, компаньон и телохранитель, великолепное чутье и интуиция позволяют также использовать собаку в розыске людей при чрезвычайных ситуациях, буряты и монголы часто используют собак для охоты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × = 4